Коммунальных услуг всего шесть, это:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • водоотведение (то есть канализация);
  • отопление;
  • газоснабжение;
  • электроснабжение.

 

С 1 января 2016 года в регионах России в состав коммунальных услуг постепенно включается обращение с твердыми коммунальными отходами. Под данной услугой понимается сбор, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления, иначе говоря, мусора.

 

Перечень коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в конкретном многоквартирном доме, зависит от степени благоустройства данного дома.

 

 

Где это сказано? Пп. «б» п. 3 Правил № 354

 

 

Исполнители коммунальных услуг

Вопрос, который в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества волнует жителей – кто отвечает за качество ресурса в конкретных сетях? Говоря юридическим языком, кто является исполнителем коммунальных услуг?

Исполнителями коммунальных услуг могут являться управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы, а в предусмотренных законом случаях — ресурсоснабжающие организации.

 

 

Где это сказано?
ч. 1 ст.135, ч.2.2, 2.3, 12 ст. 161, ч.2 ст. 164, ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ

 

 

Где это сказано?
п. 14 Правил № 354

 

 

Если в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией или товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, специализированным потребительским кооперативом, то указанные организации могут являться исполнителями коммунальных услуг, но не ранее чем с даты заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. При этом предоставление коммунальных услуг собственникам указанными организациями возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.

Ресурсоснабжающая организация, в рассматриваемом случае, отвечает лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы балансовой принадлежности сетей к исполнителю коммунальной услуги, как правило, до границы фундамента многоквартирного дома. Точное разграничение балансовой принадлежности сетей, а значит и зон ответственности за них между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ, ЖСК, СПК, управляющей организацией, выбранными в доме осуществляется в договоре поставки коммунального ресурса между указанными организациями или в приложении к нему.

В законе определен перечень случаев, когда исполнителем коммунальной услуги до конечного потребителя является ресурсоснабжающая организация. Это следующие ситуации:

  1. В многоквартирном доме реализовано непосредственное управление.
  2. Собственники помещений приняли на общем собрании решение о получении коммунальных услуг напрямую от ресурсоснабжающих организаций. Ресурсоснабжающая организация имеет право отсрочить предоставление коммунальных услуг напрямую, но не более чем на 3 месяца с момента получения копии решения общего собрания собственников. Это время может потребоваться ресурснику, чтобы организовать начисление платы и выставление счетов за коммунальные услуги, а также ведение претензионно-исковой работы с должниками.
  3. При прекращении договора ресурсоснабжения, заключенного между управляющей организацией или ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией.
  4. При наличии у управляющей организации или ТСЖ, ЖСК задолженности за предоставленные коммунальные услуги в объеме более двух среднемесячных величин потребления, ресурсоснабжающая организация вправе начать работать с потребителями напрямую. При этом задолженность должна подтверждаться актом сверки или судебным решением.
  5. Если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор с условиями о сохранении прямого предоставления коммунальных услуг и расчетов за них при изменении способа управления многоквартирным домом или выборе управляющей организации. Договор, содержащий такие условия, заключается на основании решения общего собрания собственников.

 

Где это сказано?
Ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ

 

 

При этом нужно помнить, что даже если коммунальные услуги предоставляются напрямую ресурсоснабжающими организациями за управляющими компаниями и ТСЖ остаются некоторые обязанности, а именно:

  1. предоставлять ресурсоснабжающим организациям всю необходимую информацию для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе, данные о показаниях общедомовых и квартирных счетчиков;
  2. контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;
  3. принимать от потребителей обращения о нарушениях качества коммунальных услуг или непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за них и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями при рассмотрении данных обращений, проведении проверки по ним, устранении выявленных нарушений;
  4. обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг.

 

Где это сказано?
Ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ

 

 

Договор предоставления коммунальных услуг

Договор, на основании которого жителям дома будут оказываться все коммунальные услуги, можно заключать двумя разными способами.

  1. Договор составляется в виде единого письменного документа и подписывается двумя сторонами: собственником помещения и исполнителем услуг (то есть УК, ТСЖ и т.д.). В чистом виде он встречается крайне редко, чаще можно найти договор управления многоквартирным домом, в котором прописывают условия не только содержания жилья (то есть жилищные услуги), но и предоставления коммунальных услуг.
  2. Договор заключается посредством совершения исполнителем и потребителем конклюдентных действий. Юридический термин «конклюдентный» означает, что две стороны (к примеру, УК и собственник жилья) действуют так, словно между ними договор уже заключен. УК предоставляет услуги (в квартире собственника есть электричество, газ, вода), в конце месяца высылает ему квитанцию, а собственник исправно оплачивает счета. И даже если бумажного договора между ними нет, он все равно считается действующим. При этом договор считается заключенным на условиях Правил № 354.

 

 

Где это сказано?
П. 7 Правил 354

 

 

 

Размер платы за коммунальные услуги

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя их двух составляющих:

— тариф на коммунальный ресурс;

— объем потребления коммунального ресурса.

Тариф – это цена за единицу коммунального ресурса. Представьте, что вы покупаете электричество в магазине. Так вот, тариф – это цена «за килограмм». А вот то, сколько именно электричества вам нужно на месяц – это уже объем. Из тарифа и объема складывается размер платы за потребленный ресурс.

Разумеется, это лишь общее правило – в каждом случае нужно учитывать свои собственные нюансы. Их мы и рассмотрим.

 

Тарифы

Тарифы на коммунальные услуги утверждают органы государственной власти в субъектах.

Но и они не вольны поставить любую цену, какая им заблагорассудится. Все, что могут эти службы – лавировать в рамках предельных индексов, устанавливаемых Федеральными органами государственной власти.

 

 

Интересно знать!
Существует два вида тарифов: однокомпонентные и двухкомпонентные.  Однокомпонентные тарифы характерны для большинства видов коммунальных ресурсов (то есть тарифы с фиксированной ценой ресурса). Исключение составляет горячая вода – в некоторых регионах тариф на нее состоит из двух компонентов. Первый – это цена одного кубометра холодной воды. Второй – цена одной гигакалории тепловой энергии, которая греет холодную воду до состояния горячей).

 

 

Понятно, что в повышении тарифов заинтересованы ресурсоснабжающие организации. Более того: если государство установит слишком низкие тарифы, ресурсники просто разорятся и будут вынуждены уйти с рынка. Чтобы не допустить коммунального коллапса, государственные органы запрашивают у ресурсников, какими они хотели бы видеть тарифы и какие аргументы в защиту этого они могут предоставить. Это называется обоснование величины тарифов. При этом ресурсоснабжающая организация указывает:

— какова стоимость затрат энергии на то, чтобы произвести ресурс (например, газ, тепловая энергия и т.д.);

— сколько стоит содержание сетей (труб, проводов), по которым ресурс поставляют жителям;

— какой должна быть выручка, чтобы ресурсоснабжающая компания могла поддерживать свою инфраструктуру в достойном состоянии, развивать ее.

 

 

Интересно знать!
Если исполнитель коммунальной услуги ошибся и начислил лишнего, то по заявлению потребителя, он обязан не просто сделать перерасчет, но и выплатить потребителю штраф в размере 50% от величины необоснованного завышения. Исполнитель освобождается от уплаты штрафа если исправил счета самостоятельно, без обращения гражданина.
При получении заявления от потребителя у исполнителя коммунальной услуги есть 1 месяц на проверку правильности расчетов, а при установлении факта ошибочного завышения счетов, 2 месяца для выплаты штрафа. Штраф выплачивается путем уменьшения очередного счета за коммунальные услуги на соответствующую сумму (п.п. 151(1)-151(2) Правил 354).

 

 

Кроме того, учитывается, сколько жителей получают ресурс, насколько разветвлена «сеть покрытия» и т.д. Это очень схематичное объяснение того, как формируется величина тарифа – в реальности тарифные дела состоят из нескольких тысяч листов с самыми разными данными, формулами, расчетными величинами.

В каждом регионе тарифы свои, и увидеть их жители могут в квитанциях на оплату ЖКУ – в отдельном столбике.

Пример:

Многоквартирные дома стоят и в поселках. Их немного, и жители этих домов часто возмущаются: почему для них тарифы на электричество или воду выше, чем для горожан (причем сами дома могут быть абсолютными близнецами)?  Ответ – именно в том, что на селе слишком мало многоквартирных домов. Если в городе на сетях могут «стоять» сотни зданий – от двухэтажных до двадцатиэтажных, то на селе число многоквартирных домов может едва перевалить за десяток. Между тем протяженность сетей, которые нужно содержать, может быть даже больше, чем в городе, соответственно, и теплопотери, которые нужно учитывать в составе тарифа, выше. Поэтому, чем меньше людей использует ресурс, тем дороже он для них получается. Грубо говоря, горожане покупают ресурс крупным оптом, а сельчане – розницей.

 

Начисление платы за холодную воду, электричество, газ

С платежами за холодную воду, электричество, газ разобраться довольно просто. Итоговая сумма в квитанции получают, умножая объем потребленного ресурса на тариф.

 

Где это сказано?
п. 1 приложения 2 к Правилам №354

 

Сам же объем высчитывают одним из трех способов.

Способ 1. По показаниям счетчика (если жители вовремя их передали).

Способ 2. По среднемесячному объему потребления (если жители по какой-то причине не передали вовремя показания счетчика, который у них есть и исправно работает). Объем высчитывают, выводя среднее арифметическое из показаний последних шести месяцев – это оговаривается пунктом 59 Правил № 354. По среднемесячному потреблению плата за коммунальные услуги начисляется только если потребитель не передавал показания не более трех месяцев подряд. Далее применяется норматив.

Способ 3. По нормативу (если в квартире не стоит счетчик или если жители не передавали их показания больше трех месяцев).

Пример:

Чтобы стало понятно, как именно определяется цена на ресурс, попробуем рассчитать ее сами. Допустим, тариф на холодную воду – 18 рублей 16 копеек за 1 кубометр воды (повторяемся, цифры эти абсолютно абстрактные).

Расчет размера платы по прибору учета: допустим, в квартире по счетчику потребили 5 кубических метров холодной воды. В этом случае плата за коммунальную услугу составит: 5 куб.м. × 18,16 руб. = 90 рублей 80 копеек;

Расчет размера платы, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса: допустим, в квартире за предыдущие 6 месяцев по счетчику потребили 21 куб.м. холодной воды, а в этом месяце показания жители не подали. Тогда среднемесячный объем потребления составит: 21 / 6 = 3,5 куб.м. воды. Соответственно, размер платы в текущем месяце будет: 3,5 куб.м. × 18,16 р. = 63 рубля 56 копеек.

Расчет размера платы по нормативу: допустим, в квартире зарегистрировано 2 человека, норматив по холодному водоснабжению составляет 4,2 куб.м. на 1 человека (напоминаем: в каждом субъекте РФ действует свой норматив). Размер платы в этом случае составит: 4,2 куб.м. × 2 чел. × 18,16 руб. = 152 рубля 54 копейки.

 

Начисление платы за горячую воду

Если в вашем регионе плату за горячую воду начисляют по однокомпонентному тарифу, то эта система ничем не отличается от той, что была описана выше.

Если же тариф двухкомпонентный, используется другая схема. В данном случае применяется норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.метра воды.

 

Пример:

Вновь возьмем абстрактные цифры.

тариф на компонент 1 (холодная вода) составляет 18 рублей 16 копеек за 1 куб.м.

Тариф на компонент 2 (тепловая энергия, идущей на подогрев воды), составляет 1695 рублей 11 копеек за 1 гигакаллорию тепла.

норматив на подогрев 1 куб.м. холодной воды, установленный органом государственной власти равен 0,051965 Гкал.

Тариф на горячее водоснабжение, рассчитанный по двум компонентам, составит: 18,16 руб. + 0,051965 гкал. × 1695,11 руб. = 106 рублей 25 копеек за 1 куб.м.

 

Иногда в квитанциях на ЖКУ указывают оба компонента отдельно, а порой ставят уже готовую величину. Оба варианта законны, но, если у вас возникнет необходимость докопаться до сути, во втором случае придется запрашивать сведения у исполнителя коммунальной услуги.

В остальном же цена за горячую воду высчитывается так же, как и за холодную, электричество, газ – тариф умножают на потребленный за месяц объем. Опять же, способов расчета три: по показаниям счетчика, по среднемесячному расходу (если жильцы не передали показания) и по нормативу (если счетчика вообще нет или его показания не передавались дольше шести месяцев).

 

Начисление платы за водоотведение

 

Как и в предыдущих случаях, итоговая цифра здесь получается путем умножения объема потребленного (в данном случае – вылитого) ресурса на тариф. Правда, здесь есть небольшой нюанс, хотя способов начисления платежа тоже три.

Способ 1. По показаниям индивидуального прибора учета сточных вод, если эти показания были вовремя переданы.

Способ 2. По нормативу, в котором учитывается количество проживающих в квартире граждан.

Способ 3. По сумме показаний счетчиков горячей и холодной воды – если они установлены в квартире.

 

Начисление платы за отопление

 

Сумма платы за коммунальную услугу «отопление» занимает в ежемесячных счетах по квартплате до 45% их величины. Это объясняется тем, что отопление – это один из самых дорогостоящих ресурсов, для его производства и подачи необходимо много затрат. Высокая стоимость тепловой энергии требует ответственного и взвешенного подхода при определении методики начисления платы за эту услугу.

На сегодняшний день существует два способа начисления платы за потребленное тепло. Первый способ предусматривает равномерное, круглогодичное внесение платы  за отопление, потребленное в течение отопительного сезона. Его также называют «оплата по 1/12», исходя из количества месяцев в году. Второй способ – внесение платы только в течение отопительного сезона. Часто его именуют «оплата по 1/8» или «оплата по факту», поскольку 8 месяцев обычно длится фактический период подачи отопления в дома.

Правительство региона ответственно за выбор способа оплаты за потребленное тепло.

 

Требования к качеству коммунальных услуг.

 

Полностью все требования можно найти в приложении № 1 к Правилам N 354. Для каждого вида коммунальной услуги они индивидуальны, поэтому остановимся лишь на основных моментах.

Холодная вода должна быть доступна жильцам дома всегда. Да, небольшие перерывы в ее подаче возможны (и то лишь в случае аварии) – но не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное же отключение холодной воды разрешено максимум на 4 часа. Кроме того, холодная вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 по составу и давлению подачи.

Горячая вода тоже должна быть в кране круглосуточно. Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Разрешается и ее отсутствие из-за аварий, но тоже – не более 8 часов в месяц в целом и 4 часов единовременно. Правда, есть оговорка: если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв в подаче воды имеет право растянуться до 24 часов.

По требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, температура воды должна быть 60-75 градусов. Допустимое отклонение ночью (с 0.00 часов до 5.00 часов) – не более 5 градусов, днем – не более 3 градусов. Перед тем, как определить температуру горячей воды, ее можно сливать в течение 10 минут (не более).

Горячая вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09 по составу и давлению подачи.

Водоотведение. Его допустимая продолжительность перерыва – не более 8 часов суммарно в месяц или 4 часа единовременно.

Электроснабжение. Оно также должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа (при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания) и 24 часа (при одном источнике питания). Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92 по напряжению и частоте тока.

Газоснабжение – бесперебойное и круглосуточное. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-87 и иметь давление от 0,0012МПа до 0,003МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.

Отопление – бесперебойное и круглосуточное в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца или не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 градусов). А вот отклонение давления в батареях от нормативов в принципе не допускается.

 

 

Важно!
Если перерывы в предоставлении коммунальных услуг превышают те, что прописаны в законе, а сами услуги оказываются низкого качества, нужно составлять акт и требовать перерасчета стоимости.

 

 

Как зафиксировать факт предоставления услуги ненадлежащего качества?

Первое, что нужно сделать, если вы обнаружили, что в вашем доме внепланово отключили, к примеру, горячую воду или электричество и не включают, несмотря на то, что все законные сроки прошли – позвонить, написать заявление в аварийно-диспетчерскую службу.

 

Где это сказано?
Раздел 10 Правил № 354.

 

Обязательно сообщите свои фамилию, имя, отчество, точный адрес помещения, где отключена услуга, и вид услуги (например, «В доме 5 по улице Зеленой уже более двух суток нет горячей воды»). Потребуйте, чтобы сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который принял ваш звонок или заявление, сообщил вам свои фамилию, имя и отчество, номер, за которым он зарегистрировал сообщение и время регистрации.

Как правило, в аварийной службе уже знают об аварии (и, разумеется, о том, что в домах жителей нет горячей воды или света). Но бывает случаи, что сотрудники аварийно-диспетчерской службы понятия не имеют об отключении или ограничении услуги. Тогда они в течение двух часов (если вас устраивает это время) должны приехать к вам домой и зафиксировать факт: горячей воды нет (или она едва течет).

Если сотрудники аварийно-диспетчерской службы к вам так и не приехали (или вы просто не дозвонились им из-за постоянных гудков «занято»), вы можете сами составить акт о нарушении качества предоставляемых услуг, при этом отразив в нем, что дозвониться было невозможно. Обязательно подпишите его не менее чем двумя жильцами вашего дома и председателем совета многоквартирного дома (или председателем ТСЖ).

Во время проверки факт нарушения подтвердился? Непременно укажите в акте дату и время проведения проверки, все нарушения, которые вы обнаружили и инструменты, которыми вы пользовались для их выявления. Кроме того, опишите свои выводы о дате и времени начала нарушения качества услуги.

Бывает, что нарушение не подтверждается – тогда именно это и укажите в акте. Но чаще возникает спор: жильцы утверждают, что нарушение есть, коммунальщики – что его нет. Акт в любом случае должен быть составлен.

Акт составляют в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывают этими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя. Остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвовавшим в проверке.

Если  кто-то из заинтересованных участников проверки уклоняется от подписания акта, этот документ могут подписать другие участники проверки и не менее чем двое незаинтересованных лиц.

Если же спор относительно того, было или нет нарушение, так и не привел к общему мнению, жители дома и исполнитель коммунальной услуги определяют, как они будут в дальнейшем проверять качество услуги.

 

Важно!
Любой заинтересованный участник проверки имеет право инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.